«А ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СРАЗУ ПОД ПРОИЗВОДСТВО РИСОВАТЬ?» ©

И правда, почему? Этим вопросом задается, наверное, каждый третий заказчик, пришедший узнать «сколько стоит нарисовать дизайн», и следом сразу же задающий вопрос, а можно ли будет это сразу потом изготовить. И получающий соответствующий ответ, что чтобы изготовить, можно, но это - уже другая история. 

Не могу сказать точно, как именно возникает этот вопрос, но могу лишь предположить, что корни его растут от ассоциаций с другими направлениями дизайна. И правда, почему, если дизайнер «рисует» сайт на компьютере, он не говорит, что если вы хотите то же самое, но чтоб работало, то надо платить еще. Другой дизайнер вот «рисует» интерьер на компьютере, и тоже не просит отдельных больших денег за то, чтобы по этим картинкам потом можно было что-то построить. А вот промышленные дизайнеры, они гады. У них "рисовать" для "картинки" - одно, а потом "рисовать" для "производства" - еще сверху, другое. И при этом все это на точно таком же компьютере… 

Давайте теперь разбираться. Ни в коем случае не планирую кого-либо обидеть, но промышленный дизайн, это, всеж, много больше, чем просто дизайн. По затратам больше, по сложности, по реализации, по рискам. Ну и много где еще. И потому дизайн именно физического массового продукта, это и стадий отдельных больше, и, соответственно, участвующих в них специалистов тоже больше. 

Да, не смотря на то, что любой дизайн, начинаясь карандашом на бумаге, совсем скоро переезжает на компьютер, совсем не любой дизайн на этом компьютере использует одни и те же принципы, решая этим, порой, не одни и те же задачи. И, чтобы понять, чем отличается дизайн промышленный от всех остальных дизайнов, мы просто перечислим все этапы, через которые проходит любой продукт от «можно нарисовать» и до «таких нужно 20 000 в год» 

Во-первых, для начала любой продукт нужно хотя бы просто придумать (до этого вообще желательно еще и изучить потребности рынка, для которого нужно придумать продукт, специфику решаемых им задач, актуальность этих задач и перспективы всех их вместе в целом, но это – тема отдельная). Придумать продукт – это концепт. Это то, как чисто в теории он может выглядеть, как работать. Из чего он может быть сделан, как он может позиционироваться, как продаваться. И кому. И ключевое слово здесь «МОЖЕТ». Ибо пока все это – лишь голая теория, говорить о производстве еще слишком рано. Так вот, зачем нам нужен концепт? В первую очередь для того, чтобы можно было этот концепт всесторонне оценить и понять его эффективность. Ибо дизайн промышленный, в отличие от, скажем, сайтов, штука такая, в которой невозможно будет исправить "баги" в процессе и задним числом, если «дело уже пошло» 

После того, как концепции изучены и проверены, и все нужные специалисты выдали по ним положительные заключения (я сейчас больше о маркетологах и специалистах отделов продаж, а не об условном заказчике, которому просто «нравится»), наступает вторая стадия. Подробной технической разработки. Здесь мы в комплексе должны изучить все возможные варианты реализации нашей концепции. По каким технологиям, на каких мощностях, в каком регионе, с использованием каких узлов и компонентов, где собирать и чьими силами, и сколько это может стоить. И какие во всем этом могут быть риски… Это как, помнится, в 13м году в одном проекте предполагалось использовать занятную "забугорскую" технологию. Однако наступивший год 14й со всеми его санкциями показал, что не все в этой жизни "так однозначно". 

Конструкторская разработка. Она наступает тогда, когда мы уже точно знаем, что мы будем собирать, но хотелось бы еще и понять, что потом оно не сумеет самостоятельно разобраться обратно. Иными словами, надежность и прочность, отказоустойчивость, ресурсность. И здесь же технологичность сборки, ремонтопригодность, эксплуатация и обслуживание. Функциональность – самое главное!!! И отличительной стороной этапа этого будет у нас являться то, что ну очень сложно все это «придумать», хотя бы пару раз не собрав да не сломав. 

И вот только сейчас мы с вами подошли к тому самому «производству», под которое «нужно было рисовать сразу». Технологическая разработка любого продукта, это тот самый этап, на котором «красивые дизайнерские картинки» обрастают теми невидимыми человеческому глазу подробностями, позволяющими выполнить их в заданном материале по заранее оговоренной технологии. 

А здесь мы, пожалуй, и обозначим ту саму очевидную разницу между «рисовать концепт» и «рисовать под производство». Ибо, не смотря на то, что все это и происходит на компьютере, процессы эти принципиально разные, и используются в них принципиально разные инструменты. И от того нарисованная изначально картинкой идея, чтобы превратиться в готовый продукт, должна быть с нуля отстроена по совершенно иным технологиям. И именно это и отличает здесь дизайн промышленный от всех иных дизайнов, в которых разработанные в виде «картинок» материалы используются в дальнейшем либо с минимальными доработками, либо вообще без них.

Кстати, совсем забыл главное. Внешний вид! Хотя на самом деле, не забыл. Вопрос этого внешнего вида самым тщательным образом прорабатывается на каждом из этих этапов, всякий раз адаптируясь под требования конструкторов, и подтягивая технологии, дабы все то, что было отражено в первом этапе, дошло до потребителя именно в первозданно задуманном виде. 

Тем не менее, отвечая на этот самый важный вопрос, все же скажу. На самом деле, можно. Да, действительно, можно прийти к конструктору, который рассчитает пределы нагрузок. Можно даже сразу прийти и к технологу, который с ходу изобразит максимально технологичную деталь. А то и все несколько. Однако будут ли эти детали в итоге отвечать всем вашим требованиям, этот вопрос мы, пожалуй, оставим открытым. 

Но при этом, почему же, все-таки, нередко бывает так, что процессы «рисовать» дизайн и «лабать КД» разделяют между собой, если друг без друга они просто не могут? На самом деле, на этот вопрос можно ответить дважды. Первое, это то, что у заказчика может быть свое подразделение конструкторов и технологов, которые с радостью не останутся без своей работы. Однако чтобы эта работа была, им нужно дать надежную отправную точку. Ну и второе. Как уже говорилось выше, дизайн промышленный – это сложно. И, в первую очередь, именно для заказчика. И потому осуществить эту самую концептуальную разработку прежде, чем «пуститься во все тяжкие» организации производства – это, может, и немалые, но вполне обоснованные и продуманные затраты.