ПРО ДИЗАЙН И КРИЗИС

Поговорим немного об экономике. Тем более что не грех будет вспомнить нам ее в столь интересный период времени. И особенно осознавая, что дизайн является неотъемлемой ее частью.

Ранее уже неоднократно приводилась мысль, что дизайн, любой вообще, зарождался не как искусство, а именно как инструмент по спасению экономики предприятий, которые, перейдя на машинный тип производства, завалили рынок продукцией количествами, превышающими спрос...

Однако не станем углубляться далеко в историю, а просто поговорим о том, какие методы может использовать дизайн в решении вопросов, актуальных и по сей день. Тем более эта тема кажется интересной потому, что сегодня в стране, в ситуации, когда валютные спекуляции крупных предприятий - весьма рискованная вещь, а санкции на поставку оборудования вынуждают корпорации инвестировать в возможности импортозамещения, именно промышленный дизайн может и должен оказаться на передовой.

В первую очередь хочется отметить, что здесь, как и ранее, речь не идет о том дизайне, который ставит во главу угла создание просто красивых вещей, при реализации которых у производственников возможно наблюдать психические отклонения в поведении. Речь, как всегда, пойдет о дизайне как о системе проектирования, обеспечивающей качественную разработку продукта в комплексе функциональности, удобства пользования, технологичности и эстетичности именно конкурентоспособного продукта.

Иными словами, поговорим об оптимизации процесса создания продукта от этапа зарождения концепции и до этапа его коммерческой реализации. И в первую очередь, разумеется, обозначим эти этапы (условно):

1. Формирование концепции
2. Разработка пакета конструкторской документации
3. Организация производства
4. Продвижение и реализация

Выше по тексту, в скобочках, можно увидеть слов "условно". Так вот, слово это касается не только количества этапов, но также и самого характера деления. Ибо, говоря о системе, мы не подразумеваем последовательное ведение работы, а предполагаем четкую схему взаимосвязей между всеми этапами разработки продукта. Иными словами, формирование концепции хоть и стоит первым пунктом, однако не может быть осуществлено без понимания вопросов продвижения продукта в среде его потребителей. Точно так же успех организации самого производства сильно завит от технической составляющей проекта.

Первым делом при разработке именно ПРОДУКТА, а не формы самовыражения в вечном споре дизайнера и технолога "Кто ту главный", следует изначально представлять, за счет чего мы будем обеспечивать его конкурентоспособность. А сделать это можно двумя основными способами: повысить его качество и снизить издержки на его реализацию.

В вопросах конкурентоспособности продукта относительно его качества, разговор может выйти весьма долгим. Потому следует сразу свести его к общему выводу: "Сделай то, что до тебя никто не делал, а делая это, подумай, почему ты делаешь это первым". Иными словами, ценность оригинальности идеи велосипеда с квадратными колесами равно нулю...

Единственное, пожалуй, на что действительно следует обратить внимание на этом этапе - это актуальность той проблемы, функциональное решение которой вы собираетесь явить миру. Исследуйте рынок. И, да, не забывайте и здесь привлекать опытных специалистов.

Снижение затрат на этапе НИОКР, результатом которого и является "пакет" конструкторской документации, также может сильно повлиять на конечную привлекательность продукта на рынке. В первую очередь стоит отметить, что КД продукта, это не просто наборы скетчей и рендеров с прикрепленными к ним файлами электронных 3D моделей и чертежами сборок. Это и результаты прототипирования, испытаний, подтверждение сертификации, патенты и... полно всего еще. И именно по-этому на самом начальном этапе проектирования следует учесть, какие именно особенности разработки вашего продукта будут создавать вам проблемы, а также саму суть этих проблем.

В целом же, разрабатывая что-то, следует внимательнее относиться к ПО, с которым работает ваша команда, ибо возможность его интеграции в современные производственные процессы, так же как и не возможность этого - весьма существенный аспект формирования цен и сроков при ведении разработки. Также неплохо было бы наладить и саму организацию взаимодействия специалистов внутри проектной команды. Не следует забывать и про материально-техническое обеспечение в вопросах опытного производства. Тем более сегодня, когда вместо того, чтобы "напрягать"заводы, можно просто промониторить рынок современных технологий. поверьте, в этом есть свой толк.

По завершении НИОКР встает вопрос организации производства. Не вот чтобы так сразу, ибо хотя бы примерное представление о том, что вы делаете, должно было поставить перед вами задачу "как вы будете это делать". Со всеми вытекающими. Обычно ответ на него формируется в вопросах "как и в каких условиях будет использоваться" и "сколько им этого надо".

В дальнейшем, сама по себе производственная цепочка будет складываться у вас на основе представлений об основных ее циклах, а именно:

- производство/закупка компонентов
- производство корпусов
- конечная сборка
- упаковка

Здесь идея покоряет своей прозрачностью. А именно, чем локальнее распределение производств, чем меньше циклов вы задействуете, чем выше степень унификации вашего продукта с компонентами сторонних производителей, тем, собственно, выгоднее все это будет организовано.

Вопрос продвижения и реализации продукта также не встает неожиданно сразу после того, как на ваших складах появилось большое количество коробок с "этим". И, да, ни для кого не секрет, что перед выходом новинки в свет, публика должна быть "разогрета". Потому помните, что реклама - это не навязчивая форма прививания отвращения к вашему продукту, а серьезный инструмент его продвижения. И, опять же, не стесняясь вопросов привлечения отдельных специалистов на ранних этапах, старайтесь сразу понять, что хочет рынок, в чем он нуждается. Будьте гибкими при формировании той или иной функциональной или эстетической составляющей проекта. Помните: вы создаете продукт для них, ибо вам лично и вашим "вкусам" тираж в нанадцать сотен тысяч готовых изделий ни на балкон, ни в гараж, но точно не нужен!

Ну а теперь самое главное, мораль!

Да, времена у нас не легкие, и чтобы кто ни говорил, но некоторое давление, в экономическом плане, на себе смог почувствовать уже каждый. А далее перед нами открывается две вполне очевидные перспективы. Первая - мы можем с вами традиционно винить во всех грехах кого угодно, уповая на то, что все это рано или поздно кончится, а сейчас надо просто выжить. Ну и вторая, которая следует из всего выше сказанного. Перспектива эта более сложная, но в итоге должна возыметь и более позитивный результат. Нужно, всего лишь, сорганизоваться и сделать. И тогда, может быть, но в будущем и мы сможем смело заявить, что финансовая независимость нашей Родины ковалась, в том числе, и нашими руками. Так что всем удачи!