Мало кто может объективно опровергнуть, что называться дизайнером в России – это зашквар. Не любят здесь этих «недоучившихся на нормальную профессию» художников. Почему? Потому, что восприятие явления в обществе формируется видимой массой этого явления. Лето дождливое потому, что все две недели отпуска лило, как из ведра. На дорогах постоянно пробки, потому что стоят в них люди на работу и с работы. И прочая «средняя температура по больнице». Также и дизайнеры все до одного – олени необразованные, потому что основная масса этих «вы просто ничего не понимаете» с курсами «фотошопа» и «тридемакса» за спиной рисуют несусветную дичь. Профессионалам же приходится оправдываться за престиж, но не себя, а профессии, доказывая обществу, что в действительности «всё не так однозначно».
Неоспоримость престижа профессии – мнение общества
Предыстория
И это только у графиков во всех производных, от знаков до WEBa, и интерьерщиков. Чего уж говорить о дизайнерах промышленных. Но есть нюанс – понять, что такое промышленный дизайн, опять же, в России, также мало кто может. Да что там, даже ландшафтный «дизайн», который наравне с «дизайном» ногтей, причесок и прочими по определению дизайном не являющимися, воспринимается обществом более позитивно и однозначно. В любом месте и в любое время каждый безошибочно и без лишних вопросов подтвердит, что ландшафтник – это «дизайнер», который проектирует красивые газоны и огороды с каменными горками. В тоже время, когда речь заходит о промышленном дизайне, в 11-и случаях из десяти его воспринимают как проектирование заводских помещений.
Проблема с трудностями перевода принимает необратимый характер
Но даже после «дискредитации» этой ассоциации, слово «дизайн» все равно остается. То есть рисовать. Креатив. На компьютере. И каждому второму этого достаточного, чтобы сравнивать, насколько один дизайн проще или сложнее другого. При этом, если представления о сложности любого дизайна берутся из опыта общения с «я по ютубу учился» дизайнерами, получаются закономерные выводы, что в отношении графики пром – чуть посложнее, ибо «там еще и 3D». И, что забавно, по сравнению с интерьерщиками – чуть попроще. Потому что, вот честно, не сам придумал, и даже не один раз слышал: «один объект отрендерить – это не тоже, что целую квартиру с объектами»... В этом случае особенно интересно наблюдать за реакцией собеседника, если ему честно сказать, что в проме почти никогда и не рендерят. Значит, по логике, и дизайном почти никогда не занимаются.
Промышленные дизайнеры-таки нужны
Подобного рода диалоги в моей жизни возникают все реже, но лишь потому, что я все меньше называю себя дизайнером. Однако отрицать свою специализацию всегда и совсем невозможно. Да и не особо хотелось бы. Потому есть предложение разобрать эти вопросы, так какая между этими дизайнами разница, кроме той, что одни работают по плоскости, другие в пространстве, а третьи – с объемом. Почему промышленный дизайн – это не «тоже типа дизайн». И почему он не просто сложнее, а, как по отдельным, так и по совокупным факторам - трудоемкость, компетентность, ответственность – на порядок сложнее. А также почему фрилансеры воистину заслуживают ремня, и больно. Для удобства вот по этим факторам и пойдем.
У кого длиннее
Сложность дизайна - это не насколько труднее двигать мебель в объемном тридэмаксе, чем играться со шрифтами в плоском иллюстраторе. А какой объем работ требуется сдать, чтобы получился результат, и что для этого можно и нужно использовать.
То есть, для дизайнеров графических это означает, что их файлы должны соответствовать цветовой модели, шрифты должны быть переведены в вектор, контуры должны быть замкнутыми и односложными, графика должна быть выполнена в первом масштабе и еще должна быть произведена подготовка слоев.
Творческий поиск по белой плоскости
Не уверен, что файл модели помещения в дизайне интерьера настолько важен, чтобы каждый стык на виртуальном плинтусе был выверен до микрометра, а в самом этом плинтусе были проработаны отверстия под крепеж. Особенно если этого не видно на рендере даже с разрешением 30 000 dpi. Однако помимо рендера на основе этой модели должны сформироваться подробные планы, развертки, разрезы, карты электропроводки, разводки труб, чертежи конструкций полов, стен, потолков, лестниц, встроенной мебели, а также смета на материалы.
Модель одеяла соответствует требованиям доставки из интернет-магазина
В промышленном дизайне, чтобы из работы вышел толк, требования к модели не ограничивается последующей возможностью ее визуализации. Тем более, как уже говорилось выше, именно рендеры и не входят в постоянный круг задач промышленных дизайнеров. Являясь основной проектной документации, такая модель должна соответствовать требованиям качества кривизны и сопряжения поверхностей и их сшивки, чего потом уже нельзя «поправить в фотошопе». В ней должны быть проработаны толщины всех деталей с учетом требований проливаемости и утяжки, линии разъемов, внутренние конструктивные элементы: ребра, стойки, механические узлы. Словом, все то, чего даже не видно. И уже после - чертежи в проекциях, с разрезами местными и общими. Чертежи каждой детали по отдельности, плюс сборочные чертежи отдельных блоков и всего изделия, а также технологические карты, ну и спецификации, разумеется.
38 оригинальных деталей под формовку и штамповку, 8 под литье + механические узлы и рама
Если сравнение объемов и сложности оформления документации под требования, скажем, офсетной печати, отделки помещения и изготовления прибора кажется сложным, попробую предложить сравнить то, что используют дизайнеры, выполняя свою работу.
Исходники
Для объективности предположим, что во всех случаях в качестве исходников получены материалы, минимально необходимые для того, чтобы просто начать. И пусть у графиков для разработки логотипа компании это будет утвержденное название. У интерьерщиков для разработки квартиры – точный план со всеми картами существующих коммуникаций. Ну а у нас – модель уже готовой платы с точными высотами компонентов, координатами интерфейсов и точек креплений для разработки условного Wi-Fi роутера. А теперь давайте посмотрим, какие ограничения эти исходники накладывают, а также какие возможности предоставляют.
Как бы этого не хотелось, но нельзя менять местами или заменять иными буквы в словах, чтобы «выглядело лучше». Точно также нельзя изменять направление естественного освещения, конфигурацию и размер помещения. На плате главное – нельзя менять ее контур, состав компонентов и их местоположение.
Однако есть ли в этом всем что-что, что поменять можно? Название может быть любого размера, располагаться в строчку или в столбик словами, написанными вертикально, горизонтально или даже по кривой. Чуть сложнее с конкретной планировкой помещений. Но в некоторых случаях дверные и оконные проемы могут расширяться или уменьшаться, или вовсе закладываться или переноситься (исходя из конструкции здания), также могут переноситься и коммуникации. Прибор. Если плата уже существует и уже выпускается, что для 9и из 10 случаев является нормой, то «поиграться» индикаторами, «чуть уменьшить» элемент питания или просто «подвинуть на 2 мм вправо» разъем, чтобы просто лучше смотрелось - не наш случай.
Библиотеки
Еще одна категория материалов, с которыми работают все дизайнеры – это готовые элементы. Например, шрифты. Или модели уже отстроенной и даже оттекстуренной мебели. Еще клипарты – специальные заготовки, которые особенно любят использовать в работе иные представители нашей многогранной профессии – дизайнеры буклетов и сайтов. Все это позволяет существенно сократить время за счет использования уже готовых решений. При этом, подбираясь под каждый случай для «дизайна», часто за счет только них можно получить процентов на 80 готовый результат. Что же представляют собой библиотеки и клипарты промышленных дизайнеров? Да ничего. Ну, или из чего уже готового в плане формы и стиля может состоять объект, сам по себе представляющий всего одну форму?
Проблемы белых людей, работающих в графическом дизайне
Хотя нет. Вру. Есть у нас тут. Правда, не в библиотеках, а позициями в спецификациях от заказчика. То есть, если чертеж найдешь, саму модель еще построить надо. Например, резиновые ножки для радиоаппаратуры. Или еще вот эта весьма изящная вещь – защищенная кнопка с индикацией. И при этом не знаю даже, насколько она в принципе может участвовать в формировании стиля хоть чего-либо, но суть не в этом. Ведь нам ее «прописали» даже не на основании того, как она «органично смотрится в углу прибора», а исходя из того, что у нее IP67, выход на 12V, и еще при наличии у всех известных поставщиков, ее стоимость в среднем не превышает 25 рублей за штуку. А как вписать ее в стиль - это уже проблема дизайнера, которую, как вы поняли, своими неизменными формой, цветом, размером и строгой ориентацией она создает, но не решает.
Все, что нужно для эстетики, в проме
Компетенции
Это то, в чем должен разбираться дизайнер, чтобы его работа у него получилась. И одновременно то, о чем основная масса «вольных художников», заполонивших рынок всех без исключения направлений даже не подозревает.
Например, профессиональный график никогда не создаст хороший логотип, если не понимает бизнеса, для которого он этот логотип создает, не знает об ассоциативном восприятии пятна и цвета, не задается вопросом чисто юридической плоскости – требований к знакам при регистрации. Ну и технологических требований – на каких носителях и по каким технологиям этот логотип будет воспроизводиться. Хотя основная масса тех, с кем приходилось общаться, уверены, что их познаний иллюстратора и фотошопа и уверенности в наличии художественного вкуса вполне хватает, чтобы творить.
Зачатие графического дизайнера
Гораздо больше в своем деле должен знать профессиональный дизайнер интерьеров, которых лично я знаю всего двоих. Потому что помимо умения подбирать цвета обоев и мебель по каталогам, они отлично разбираются в инсоляции, электрике, рассчитывают эффективность отопления, водоснабжения и вентиляции. Знают большинство, если не все, технологии и материалы, необходимые для перепланировки и отделки, а также сами могут выполнить расчеты на прочность конструкций, проработать эргономику и даже запроектировать мебель. То есть, являются спецами, на фоне которых остальные, называющие себя дизайнерами, представляют собой просто менеджеров по впариванию дорогой мебели посредством ее красивого «врендеривания» в кубатуру жилплощади клиента.
Когда не побоялся нанять интерьерщика после курсов
Отличительная черта промышленного дизайна – разработка под требования промышленного производства. То есть, если даже самый крутой спец в интерьерах предлагает реально рабочий принцип, и этого в контексте одного интерьера может быть достаточно, то в нашем случае любой такой принцип должен иметь четкое экономическое обоснование. Со всеми вытекающими отсюда выводами о том, что промышленный дизайнер должен понимать и разбираться вообще во всем. И минимально - в принципах формообразования объемных предметов с использованием формальной пластики, цветов и фактур, в эргономике, методике разработки пользовательских алгоритмов, конструировании корпусов. Должен обладать пониманием кинематики, механики и схемотехники. Должен знать экономику и принципы производства, включающего процессы изготовления деталей, закупки компонентов, принципы унификации, внутрипроизводственной логистики, методы сборки и упаковки, а также принципы продвижения и реализации готового продукта, для чего изначально выполняет целый спектр пред-проектных исследований, охват которых сам по себе часто тянет на отдельный разговор. Если только, конечно, этот дизайнер не как собратья по несчастью с он-лайн курсами.
Какой-то не технический специалист, у которого опять что-то пошло не так
Хоть трава не расти
Наконец, самое сложное и страшное для всех дизайнеров – ответственность за конечный результат, который проявляет себя много позже того, как все уже «нарисовано». Ибо, не являясь просто картинкой, дизайн реально должен работать. У графиков – продавать. У интерьерщиков – дарить комфорт. В проме – продаваться, и после еще и обеспечивать выполнение заложенной в продукте функции в течение всего гарантийного срока. И именно по тому, как эффективно каждый из нас определил задачу и построил решение, и будут потом смотреть, насколько эта работа стоила своих денег.
«Девочка-дизайнер», 23 февраля и немецкая техника.
Многим кажется, что учет доли ошибки в стоимости проекта способен покрыть некоторые издержки при внесении правок, возможно даже «задним числом» после сдачи. Последнее, кстати, пользуется популярностью у WEB-дизайнеров и разработчиков приложений, которые просто имеют техническую возможность вносить коррективы в уже запущенные и работающие алгоритмы. Однако, как же у остальных, и какова может быть реальная цена ошибки дизайнера?
И правда, насколько приемлемо в единичном заново отстроенном интерьере пытаться убрать/добавить пару перегородок, потому что «оказалось неудобно»? Скорее всего – это бред. Однако этот бред выполним хотя бы в теории. Хотя вряд ли даже если оставить как есть, это обрекает одного конкретного человека или группу людей на невозможность дальнейшего существования. Перевыпуск тиража флаеров, если указанная в них информация вдруг не возымела должного эффекта, вынуждает собственника бизнеса на незапланированные траты. Однако эти траты не могут привести к краху всего проекта, как если бы из-за низких показателей надежности и отказоустойчивости пришлось изменить конструкцию и количество деталей в корпусе серийного изделия с тиражом 500 000 штук в год. Того, под которое в течение месяцев разрабатывались и изготавливались комплекты пресс-форм стоимостью в миллионы рублей, были заказаны, изготовлены и уже лежат на оплаченных складах внутренние комплектующие, наняты рабочие на сборку, отлажено производство упаковки и еще полгода назад было начато продвижение на рынке. И кто сейчас готов сказать, что ответственность за недопущение подобного развития событий хотя бы просто равна ответственности за неправильно отобранную цветопробу при печати?
Вроде, все
Резюмируем. Апеллируя неразборчивостью хозяина квартиры в интерьерных стилях, угодить в итоге лично ему красивыми рендерами. Или, используя статистические данные предварительных исследований рыночного спроса, перспективных разработок, опыта конкурентов и экономическое обоснование производства убедить собственника бизнеса в том, что продукт будет востребован именно потребителем и именно в момент его выхода на рынок? Создать плоское изображение из модифицированных шрифтов и контуров нескольких объектов, один из которых, возможно, получен даже без использования векторизации стоковой фотографии, и показать, как оно будет смотреться при печати на 4 различных типах картона и сайте заказчика. Или после подробной отрисовки формы во всех ракурсах на плоскости, с нуля воссоздать ее в трехмерной графике с использованием технологий поверхностного моделирования, проработав все сопряжения, конструктивные и технологические решения, и затем продемонстрировать эргономику, технологичность сборки и функциональность на живом прототипе. По сравнению со всеми другими дизайнами работать воистину с нуля, в условиях глобальных ограничений, имея при этом в разы более высокую ответственность за результат. И теперь, внимание, вопрос: так какого художника именно промышленные дизайнеры должны доказывать всю серьезность выполняемой ими задачи после того, как облажался очередной фрилансер от дизайна сайтов? И почему именно промышленные дизайнеры вынуждены объяснять, какое отношение они имеют к дизайну? Причем ладно, при какой-нибудь задушевной беседе, когда на вопрос «чем занимаешься» можно отбрехаться перебиранием бумажек в офисе.Но, «your Bunny wrote», когда ты из года в год на различных бизнес-мероприятиях пытаешься общаться с людьми, а они каждый раз друг за другом повторяют одну и ту же мантру про «это станки расставлять, чтоб удобно было», или рассказывают о новой инновационной услуге, когда любого дизайнера можно из любой секретарши сделать, и будет не хуже… Откровенно говоря, пригорает.
Особенно у фрилансеров, и особенно в проме