Любой проект в нашей команде всегда начинается с исследований. И отсюда любой диалог с клиентом чаще начинается с вопроса: «А, это типа маркетинг?». И вот наш максимально развернутый на это ответ.
На самом деле, даже в нашей команде иногда возникают споры на тему, как это назвать. Я думаю, что это не маркетинг, а продуктовый анализ. Николай (проект менеджер) говорит, что продукт – это уже про рынок. Значит и анализ этот тоже – про маркетинг. Но я опишу здесь именно свое мнение как разработчика, и потому заранее прошу профессиональных маркетологов не кидаться тапками, ибо сам я маркетологом, все же, не являюсь.
О том, что в моем понимании маркетинг, и когда он именно в промышленном дизайне нужен, мы поговорим позже. Однако если коротко: маркетинговые исследования нужно проводить до того, как вы обратились к дизайну, чтобы понимать, что ваша проблема действительно в дизайне. И после того, как вы этот дизайн получили, чтобы его, уже новый, продвигать.
В нашем же случае речь о другом. Речь не о рынке, на котором вы будете продвигать продукт, а о продукте, для которого вы хотите использовать дизайн. Иными словами, маркетинговые исследования нужны для того, чтобы понять, как продавать продукт, даже ели он «не айс». Продуктовые исследования - для того, что-бы понять, что должен представлять собой этот продукт, чтобы в принципе не быть «не айс», и даже быть таким, чтобы маркетинга именно для его продвижения нужно было чуть меньше.
Теперь о методике. В нашем исследовании мы рассуждаем о продукте в большей степени в контексте пользователя и производства, и лишь косвенно – потребителя и рынка. Маркетинг, скорее наоборот. Правда, не знаю, видит ли маркетинг ту же разницу между потребителем и пользователем. Хотя именно для нас она очевидна: потребитель - это тот, кто покупает. Пользователь – тот, кто использует. И далеко не всегда это один и тот же человек.
Отсюда и суть нашего пред-проектного, для кого-то, может, и маркетингового, но для меня уже точно именно продуктового, исследования. Это выяснить, что должен представлять собой продукт, чтобы самому по себе быть востребованным, и не только в момент покупки, а на всем протяжении своего жизненного цикла.
В конкуренции любой продукции можно выделить три основных уровня:
И именно эти три фактора, а не объем и доля рынка, являются предметом нашего продуктового исследования.
Цена? Маркетинговые исследования говорят нам, какой она должна быть, чтобы иметь спрос. Продуктовые исследования выявляют, с какими инструментами мы можем в нее уложиться. Потребительские «хотелки»? Маркетинговые исследования могут указать нам, в какую сторону поворачивается вектор желаний нашего покупателя. Продуктовые исследования покажут, какой пользовательский алгоритм, обеспечивающий какой именно функционал и обличенный в какой именно внешний вид смогут позволить этому вектору соответствовать.
Итого о том, что же мы предлагаем вам получить, зачем это надо, и почему это так важно.
Что это дает? Продуктовое исследование сможет всем показать, что уже было сделано до нас, а что еще нет, и почему именно так. Как именно это было сделано, и каких ресурсов могло требовать. Что привлекает максимальное внимание и заставляет восхищаться, и из этого, что именно вызывает желание еще и купить.
Зачем это нужно? Продуктовое исследование нужно вам, чтобы увидеть, в какую сторону двигаются тенденции на рынке, на котором вы будете выпускать именно ваш продукт. Чтобы понимать, какие решения уже сформировали доверие в среде потребителей, и какие вскоре могут прийти к ним на смену. Оно нужно, чтобы все мы могли однозначно понять, на каком именно отрезке всего пути создания продукта мы действительно находимся, как близко он или далеко от того, в каком мы должны сейчас быть, и от того, в котором мы себя представляли.
Почему это важно? Продуктовое исследование позволит еще до начала проектирования определить все возможные риски, а значит, и предположить средства для их минимизации. Оно важно, поскольку даст возможность существенно сузить и распределить по приоритетам спектр решаемых при разработке продукта задач. А еще потому, что может фактически сразу дать представление о возможных ресурсах и сроках, необходимых для осуществления вашего проекта.
Ну а все-таки, можно ли нам с вами обойтись без этого исследования? Пожалуй, что да. Особенно если вы уже точно знаете ответы на все эти вопросы, проводить подобные исследования, действительно, не имеет никакого смысла. Однако если в отношении вашего продукта вам действительно известны все возможные методы оптимизации его производства на всех этапах, от способов упрощения изготовления оснастки и введения эффективной унификации и до методов сокращения рисков на этапе поставки компонентов и организации логистических процессов отдельных деталей и готовых изделий. Если вам известны все возможные варианты обеспечения удобного и качественного взаимодействия с вашим продуктом всех типов пользователей во всех возможных условиях всех заданных параметров среды эксплуатации. Если вы отлично разбираетесь в современных и перспективных трендах стилей промышленных изделий, психологии восприятия формы и цвета и их эмоциональном воздействии при совершении выбора. Если у вас есть вся необходимая информация о способах обеспечения эффективных эргономических решений, то я уверен, собрать все это воедино, систематизировать и сформировать на этом основании конечное решение по вашему продукту вам также и без дизайнера не составит никакого труда.
Почему же тогда другие дизайнеры готовы взяться за эту работу и гарантируют успех, если мы просто предоставим им картинки понравившихся нам конкурентов? Скорее потому, что это не дизайнеры, а просто 3D художники, которые не видят той громадной разницы в ответственности между «нарисовать буклет под тираж 2 000 экз., который понравится заказчику сейчас, и который нужно будет просто бесплатно раздать», и "создать продукт под серию в 10 000 ед., который будет востребован потребителем гораздо позже, и должен именно покупаться за деньги»
Изучение состава и характеристик оборудования при проектировании мобильных лабораторий.